Вопрос: О налоге на имущество физлиц в отношении объектов жилого назначения.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 февраля 2018 г. N 03-05-06-01/8527

В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение и по вопросам о налогообложении сообщается следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В развитие конституционной нормы в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.
Налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество.
Налог на имущество физических лиц входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования соответствующего имущества.
Средства от уплаты данного налога зачисляются в доходы местных бюджетов и органами местного самоуправления направляются на решение социально-экономических вопросов на территории муниципальных образований.
Учитывая изложенное, физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, обязаны платить законно установленный налог в отношении этого имущества.
Сумма налога на имущество физических лиц рассчитывается налоговыми органами как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, величина налога на имущество физических лиц зависит от двух показателей: налоговой базы и налоговой ставки.
Статьей 402 Налогового кодекса субъекту Российской Федерации предоставляется право до 2020 года устанавливать порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. сохранение ранее действовавшего порядка).
При определении налоговой базы по кадастровой стоимости в отношении объектов жилого назначения применяются установленные на федеральном уровне налоговые вычеты. Так, налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров общей площади квартиры, в отношении жилого дома - как кадастровая стоимость жилого дома, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 кв. метров его общей площади.
В этом случае налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются представительными органами муниципальных образований в отношении объектов жилого назначения в пределах до 0,3 процента их кадастровой стоимости (статья 406 Налогового кодекса).
В случае если субъектом Российской Федерации не принято решение о переходе к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, налоговой базой по налогу на имущество физических лиц выступает инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора (на 2016 год - 1,329) на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
При этом налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований в отношении имущества, суммарная инвентаризационная стоимость которого с учетом коэффициента-дефлятора составляет от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, в пределах от 0,1% до 0,3% включительно, а в отношении имущества, суммарная инвентаризационная стоимость которого с учетом коэффициента-дефлятора превышает 500 тыс. рублей, - в пределах от 0,3% до 2% включительно.
В целях социальной защиты населения на федеральном уровне установлены налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, действующие независимо от выбранного субъектом Российской Федерации порядка налогообложения имущества физических лиц (по кадастровой стоимости или инвентаризационной стоимости).
Представительными органами муниципальных образований по месту нахождения имущества могут быть предоставлены дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц в виде полного или частичного освобождения от уплаты налога отдельных категорий граждан.
Таким образом, вопросы введения налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования, снижения налоговой нагрузки по налогу относятся к компетенции соответствующих органов местного самоуправления.
Одновременно сообщается, что вопросы, касающиеся определения кадастровой (инвентаризационной) стоимости объектов недвижимости, отнесены к компетенции Минэкономразвития России.

Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
13.02.2018

Вопрос: О применении УСН и ЕНВД, если доля ПИФа или управляющей компании ПИФа в ООО будет составлять более 25%.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 февраля 2018 г. N 03-11-06/2/8737

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросам, связанным с порядком применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), и сообщает следующее.
Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) УСН не вправе применять организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Исходя из подпункта 2 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса на уплату ЕНВД не вправе переходить организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
При этом в соответствии со статьей 11 Кодекса российскими организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 10 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ) установлено, что паевой инвестиционный фонд (далее - ПИФ) - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. ПИФы не являются юридическими лицами.
Таким образом, при передаче 25 и более процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью ПИФу такое общество, применяющее УСН или ЕНВД, не утрачивает право на их применение.
Одновременно обращаем внимание, что доверительное управление ПИФом осуществляет управляющая компания путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими ПИФ, включая право голоса по голосующим ценным бумагам (пункт 3 статьи 11 Закона N 156-ФЗ).
Управляющая компания совершает сделки с имуществом, составляющим ПИФ, от своего имени, указывая при этом, что она действует в качестве доверительного управляющего.
Управляющая компания вправе от своего имени и в качестве доверительного управляющего выступить в качестве участника общества с ограниченной ответственностью.
В случае если доля управляющей компании в обществе с ограниченной ответственностью будет составлять более 25 процентов, то такое общество не сможет применять УСН или ЕНВД.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
13.02.2018