Вопрос: Организация осуществляет брокерскую и депозитарную деятельность на основании соответствующих лицензий ФСФР России на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Организация в силу Положения о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 23.10.2007 N 07-105/пз-н (далее - Положение), имеет право по поручению клиента организации в рамках брокерского обслуживания клиента совершать гражданско-правовые сделки по приобретению иностранных финансовых инструментов, которые в соответствии с Положением не квалифицированы в качестве ценных бумаг (далее - НФИ). Эмитентом НФИ является иностранное юридическое лицо.
Организация в рамках брокерского обслуживания клиента осуществляет сделки покупки и сделки продажи НФИ по поручению и за счет клиента.
Исходя из норм п. 2 ст. 214.1 НК РФ порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам устанавливается законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранных государств.
В случае если финансовый инструмент является НФИ согласно Положению, допускается ли его определение в целях применения ст. 214.1 НК РФ в качестве ценной бумаги при условии, если согласно требованиям законодательства страны, в которой была осуществлена государственная регистрация НФИ, данный НФИ определен в качестве ценной бумаги?
В целях осуществления подачи поручений в организации на осуществление сделок с НФИ клиент осуществляет перевод денежных средств на расчетный счет, открытый организации в кредитной организации исключительно в целях хранения денежных средств клиентов и осуществления расчетов организации по поручению клиентов (далее - специальный брокерский счет) (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Организация осуществляет ведение инвестиционного счета каждого клиента, являющегося внутренним учетным регистром организации. На основании ст. ст. 226 и 223 НК РФ организация будет выступать налоговым агентом клиента исключительно при исполнении поручения клиента на возврат денежных средств и фактическом перечислении денежных средств на счета, открытые клиенту в банках, либо по его поручению на счета третьих лиц. При этом организация при расчете налогооблагаемой базы клиента учитывает документально подтвержденные расходы на приобретение НФИ согласно пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ.
Организация не сальдирует результат операций НФИ, имеющих разные регистрационные номера.
Верна ли позиция организации?
Организация в рамках брокерского и депозитарного обслуживания клиента может получать доходы от эмитента НФИ по бумагам, учитываемым на счете клиента.
Может ли организация в целях расчета НДФЛ применительно к доходам по НФИ, получаемым от эмитента НФИ, использовать подход к расчету НДФЛ, предусмотренный Министерством финансов РФ в Письме от 10.05.2017 N 03-04-06/28265?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 февраля 2018 г. N 03-04-06/9782

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 29.12.2017 по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц операций с иностранными финансовыми инструментами и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Согласно пункту 2 статьи 214.1 Кодекса порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам устанавливается законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранных государств.
Приказом ФСФР России от 23 октября 2007 г. N 07-105/пз-н было утверждено Положение о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг (далее - Положение), в соответствии с которым квалификация иностранных финансовых инструментов в Российской Федерации производится в зависимости от кодов, присвоенных таким инструментам в соответствии с международными стандартами.
При этом в соответствии с пунктом 4 Положения квалификация иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги подтверждается:
1) документом организации, являющейся членом Ассоциации национальных нумерующих агентств, которым такая организация подтверждает присвоение (наличие присвоенных) иностранному финансовому инструменту в соответствии с международными стандартами ISO 6166 и ISO 10962 кодов ISIN и CFI, а в случае, если такая организация предоставляет доступ к своему официальному интернет-ресурсу, содержащему информацию о присвоенных кодах ISIN и CFI, - информацией о присвоенных кодах ISIN и CFI, полученной в электронной форме из указанного интернет-ресурса, при условии, что присвоенный код CFI имеет значения, указанные в пункте 2 Положения;
2) документом профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего депозитарную деятельность, или иностранной организации, осуществляющей учет прав на иностранные финансовые инструменты, которым такие организации на основании полученных ими документов или информации, указанных в подпункте 1 данного пункта, подтверждают наличие кодов ISIN и CFI, присвоенных иностранному финансовому инструменту, при условии, что присвоенный код CFI имеет значения, указанные в пункте 2 Положения;
3) уведомлением федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о квалификации иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги.
В соответствии с письмом Банка России от 4 мая 2017 г. N ИН-06-28/19 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг", если квалификация иностранного финансового инструмента не подтверждена в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 4 Положения и присвоенный такому иностранному финансовому инструменту в соответствии со стандартом ISO 10962:2015 код CFI имеет значения, отличные от тех, которые указаны в пункте 2 Положения, квалификация такого иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги может быть осуществлена Банком России в соответствии с Индивидуальным порядком квалификации.
Если квалификация иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги не была подтверждена в вышеуказанном порядке, положения статьи 214.1 Кодекса, касающиеся порядка определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не применяются.
В этом случае доходы, полученные по операциям с иностранными финансовыми инструментами, не признаваемыми ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, облагаются налогом на доходы физических лиц в общем порядке в соответствии с положениями главы 23 Кодекса.
В таких случаях при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется в соответствии со статьей 223 Кодекса как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
При этом налоговая база определяется по каждой отдельной операции с такими иностранными финансовыми инструментами без какого-либо последующего сальдирования.
В соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса о праве налогоплательщика уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов применяются только в отношении объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, из которого согласно пункту 2 статьи 38 Кодекса исключаются имущественные права.
Что касается письма Минфина России от 10.05.2017 N 03-04-06/28265, то оно разъясняет порядок уплаты налога при выплате доходов по облигациям иностранных эмитентов, то есть по иностранным финансовым инструментам, относящимся к ценным бумагам.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
16.02.2018