Вопрос: Об уплате организациями, применяющими УСН, налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 февраля 2018 г. N 03-05-05-01/7139

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Кодекса налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Кодекса при условии, что субъектом Российской Федерации в установленном порядке утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
К таким объектам недвижимости относятся административно-деловые центры и торговые центры и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются в указанных целях.
Указанные объекты недвижимого имущества, подлежащие налогообложению по кадастровой стоимости, включаются в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, вопросы об установлении особенностей налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, в том числе включение объектов недвижимости в перечень, относятся к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, указанные органы государственной власти субъектов Российской Федерации также определяют налоговые ставки по налогу на имущество организаций и вправе устанавливать налоговые льготы.
Так, налоговые ставки, устанавливаемые в отношении объектов недвижимости, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости, не могут превышать 2 процентов кадастровой стоимости. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Например, в отношении объектов торгового назначения небольшой площади или невысокой кадастровой стоимости могут быть установлены пониженные (вплоть до нуля) налоговые ставки.
Учитывая изложенное, вопросы, касающиеся снижения налоговых ставок по налогу на имущество организаций или установления налоговых льгот, могут быть в полной мере урегулированы на региональном уровне.
Одновременно сообщается, что увеличение налоговой нагрузки в отношении объектов торгового назначения может быть связано не только с установлением высоких налоговых ставок, но и с увеличением кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В связи с этим отмечается, что согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования в сфере оценочной деятельности (в том числе вопросы определения кадастровой стоимости и ее изменения), отнесены к компетенции Минэкономразвития России.

Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
07.02.2018